Если ребенок лжет

Некоторые дети начинают лгать еще в дошкольном возрасте, чем очень пугают и расстраивают своих родителей. Однако не всегда детская ложь – повод бить тревогу, важно найти ее причины и предпринять своевременные шаги, чтобы малыш научился важным моральным и этическим принципам.

До 3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы осознанно лгать. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе, учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» первая ложь ребенка, вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Детская ложь говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию, однако это не означает, что стоит поощрять ее или закрывать глаза, важно разобраться в причинах ее появления. Их может быть несколько:

  1. Страх. Самая распространенная причина детской лжи – требования и запреты родителей. Дети начинают хитрить, чтобы обойти ограничения, потому что знают: сказав правду, они вызовут негативную реакцию взрослых. Часто малыш начинает лгать из страха разочаровать родных.
  2. Выгода. Родители нередко подталкивают ребенка ко лжи, сами того не подозревая. Дети дошкольного возраста наблюдательны и уже хорошо умеют делать выводы на бытовом уровне, а также ловко манипулировать своими родителями. Ребенок быстро запоминает, за что его хвалят, каким хотят его видеть, и для достижения желаемого может лгать.
  3. Самоутверждение. Годам к 5 дети иногда хотят привлечь к себе повышенное внимание, приукрашивая себя и свои поступки. Они хвастаются своими достижениями и приобретениями. К такому обману склонны дети-экстраверты, любящие находиться в центре внимания. Но и ребенок, неуверенный в себе, также стремится самоутвердиться за счет лжи. Это помогает малышу почувствовать свою значимость в глазах других.
  4. Проблемы. Если ребенок лжет, начиная с раннего возраста, причем, делает это часто и продуманно, это говорит о наличии у него каких-либо психологических проблем. Они могут быть вызваны как индивидуальными особенностями малыша, так и сложностями во взаимоотношениях в семье.
  5. Желание подражать. Вызванная этой причиной детская ложь – пожалуй, самая безобидная, потому что исходит не от самого ребенка, а от дурного примера вокруг него. Взрослые или другие дети часто показывают модели поведения, которые ребенок-дошкольник просто копирует: «Раз они делают, значит, и мне можно».

Как отучить ребенка говорить неправду?

  1. Проговорите проблему. Впервые заметив ложь ребенка, не стоит его наказывать, но и не обратить внимания на этот факт тоже нельзя. Поговорите с ребенком о том, что такое правда и ложь, спросите, почему он солгал, выясните причины такого поведения. Весь разговор должен быть доверительным, чтобы ребенок чувствовал Ваше участие.
  2. Проиграйте варианты. Помогите малышу выбрать иной путь действия в его ситуации (разные способы решения можно даже проиграть с помощью игрушек). Покажите ребенку, что ложь – не лучший выход, объясните, что, не зная правды, Вы не сможете ему помочь в трудную минуту.
  3. Подвергайте анализу свой стиль воспитания. Не слишком ли много требований Вы предъявляете ребенку, посильны ли для него Ваши ожидания, соответствуют ли они возрасту малыша? И не слишком ли суровы наказания за провинности, способен ли ребенок их выдержать, или ему легче защитить себя обманом?
  4. Устраните причины для обмана. Важно постараться изменить стиль взаимоотношения с ребенком, сделать общение с ним более искренним. Будьте готовы принять от малыша любую правду, пусть и неприглядную. Не подкрепляйте своим хорошим отношением ложь и лицемерие, тогда у ребенка не будет лишнего повода скрывать свои истинные чувства, мысли и поступки. Постарайтесь предъявлять малышу только разумные требования, уважайте ребенка в любом возрасте, учитывайте его интересы, соглашайтесь на компромиссы.
  5. Будьте честны сами. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. У ребенка перед глазами всегда должен быть личный пример, на котором основаны все рассуждения о морали, честности и «хорошем» поведении. Не бойтесь говорить ребенку правду более доступным, простым языком (лишние подробности можно опускать). Не отмахивайтесь от его вопросов, оправдывая себя тем, что ребенок еще слишком мал. И будьте внимательны к своим словам и обещаниям, не забывайте о них, надеясь, что малыш тоже забудет. Только искренность взрослых может помочь ребенку выработать правильный стереотип поведения.

И самое главное: помните, всегда стоит различать детскую ложь и фантазирование. Дошкольный возраст – период игры, в которой воображение играет главную роль. Способность малыша фантазировать, выдумывать истории свидетельствует о хороших способностях творческого мышления, о живом уме. Это полезная способность, которую можно развивать и направлять в правильное русло, но не надо путать с истинной ложью.