Некоторые дети начинают лгать еще в дошкольном возрасте, чем очень пугают и расстраивают своих родителей. Однако не всегда детская ложь – повод бить тревогу, важно найти ее причины и предпринять своевременные шаги, чтобы малыш научился важным моральным и этическим принципам.
До 3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы осознанно лгать. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе, учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» первая ложь ребенка, вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Детская ложь говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию, однако это не означает, что стоит поощрять ее или закрывать глаза, важно разобраться в причинах ее появления. Их может быть несколько:
- Страх. Самая распространенная причина детской лжи – требования и запреты родителей. Дети начинают хитрить, чтобы обойти ограничения, потому что знают: сказав правду, они вызовут негативную реакцию взрослых. Часто малыш начинает лгать из страха разочаровать родных.
- Выгода. Родители нередко подталкивают ребенка ко лжи, сами того не подозревая. Дети дошкольного возраста наблюдательны и уже хорошо умеют делать выводы на бытовом уровне, а также ловко манипулировать своими родителями. Ребенок быстро запоминает, за что его хвалят, каким хотят его видеть, и для достижения желаемого может лгать.
- Самоутверждение. Годам к 5 дети иногда хотят привлечь к себе повышенное внимание, приукрашивая себя и свои поступки. Они хвастаются своими достижениями и приобретениями. К такому обману склонны дети-экстраверты, любящие находиться в центре внимания. Но и ребенок, неуверенный в себе, также стремится самоутвердиться за счет лжи. Это помогает малышу почувствовать свою значимость в глазах других.
- Проблемы. Если ребенок лжет, начиная с раннего возраста, причем, делает это часто и продуманно, это говорит о наличии у него каких-либо психологических проблем. Они могут быть вызваны как индивидуальными особенностями малыша, так и сложностями во взаимоотношениях в семье.
- Желание подражать. Вызванная этой причиной детская ложь – пожалуй, самая безобидная, потому что исходит не от самого ребенка, а от дурного примера вокруг него. Взрослые или другие дети часто показывают модели поведения, которые ребенок-дошкольник просто копирует: «Раз они делают, значит, и мне можно».
Как отучить ребенка говорить неправду?
- Проговорите проблему. Впервые заметив ложь ребенка, не стоит его наказывать, но и не обратить внимания на этот факт тоже нельзя. Поговорите с ребенком о том, что такое правда и ложь, спросите, почему он солгал, выясните причины такого поведения. Весь разговор должен быть доверительным, чтобы ребенок чувствовал Ваше участие.
- Проиграйте варианты. Помогите малышу выбрать иной путь действия в его ситуации (разные способы решения можно даже проиграть с помощью игрушек). Покажите ребенку, что ложь – не лучший выход, объясните, что, не зная правды, Вы не сможете ему помочь в трудную минуту.
- Подвергайте анализу свой стиль воспитания. Не слишком ли много требований Вы предъявляете ребенку, посильны ли для него Ваши ожидания, соответствуют ли они возрасту малыша? И не слишком ли суровы наказания за провинности, способен ли ребенок их выдержать, или ему легче защитить себя обманом?
- Устраните причины для обмана. Важно постараться изменить стиль взаимоотношения с ребенком, сделать общение с ним более искренним. Будьте готовы принять от малыша любую правду, пусть и неприглядную. Не подкрепляйте своим хорошим отношением ложь и лицемерие, тогда у ребенка не будет лишнего повода скрывать свои истинные чувства, мысли и поступки. Постарайтесь предъявлять малышу только разумные требования, уважайте ребенка в любом возрасте, учитывайте его интересы, соглашайтесь на компромиссы.
- Будьте честны сами. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. У ребенка перед глазами всегда должен быть личный пример, на котором основаны все рассуждения о морали, честности и «хорошем» поведении. Не бойтесь говорить ребенку правду более доступным, простым языком (лишние подробности можно опускать). Не отмахивайтесь от его вопросов, оправдывая себя тем, что ребенок еще слишком мал. И будьте внимательны к своим словам и обещаниям, не забывайте о них, надеясь, что малыш тоже забудет. Только искренность взрослых может помочь ребенку выработать правильный стереотип поведения.
И самое главное: помните, всегда стоит различать детскую ложь и фантазирование. Дошкольный возраст – период игры, в которой воображение играет главную роль. Способность малыша фантазировать, выдумывать истории свидетельствует о хороших способностях творческого мышления, о живом уме. Это полезная способность, которую можно развивать и направлять в правильное русло, но не надо путать с истинной ложью.