Любовь к красоте и гармонии нужно воспитывать с детства

Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него, в силу его возрастных особенностей, пока ещё недосягаемо. Со временем он примет его со всеми сложностями и противоречиями. А пока ему ближе мир радужного детства, игры, сказки, радости, добра, гармонии и красоты. Красота — это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства.

С большой теплотой и любовью мы создали нашу изостудию. Мы старались построить мир — добрый, уютный, где бы дети чувствовали себя в безопасности, где бы им было хорошо и спокойно. Здесь есть все: и материал для творческой работы (бумага, краски, кисти, пастель, уголь, сангина, мольберты и т.п.), и мини-музей декоративно-прикладного искусства, и галерея детских работ. На одной из стен висит панно, на котором встретились четыре времени года, на другой — уголок, в котором сейчас поселилась добрая сказка. Можно сосчитать сколько яблок созрело на яблоньке, подойти к сказочной избушке из расписных платков, заглянуть в окно, погладить кота-баюна и удивиться, что серединка цветка похожа на бусинки. Дети с большим желанием приходят в изостудию, где каждый раз можно открыть для себя что-то новое и интересное. На занятиях изобразительного искусства мы создаем особую эмоциональную атмосферу увлеченности. Для достижения этой цели нашими помощниками становятся музыка и литература, диалоги с юными художниками, зрительные образы, игровые ситуации. Мы стремимся помочь детям развить их творческие способности, воображение и фантазию. Знакомим с различным изобразительным материалом и помогаем овладевать разными техниками изобразительной деятельности.

Юных студийцев мы учим рисовать карандашами, углем и сангиной, пастелью, кистью и красками (гуашью и акварелью), пальцами, что вызывает особенный восторг и радость у детей. Учим ориентироваться на листе бумаги, находить сходство образа и формы, образа и колорита, знакомим с композицией, перспективой. Развиваем и укрепляем мелкую мускулатуру рук, делая пальчиковую гимнастику, лепим из соленого теста, конструируем из бумаги. Знакомим детей с творчеством художников. Рассказываем о том, какой это интересный и удивительный человек — Художник. Как он тонко чувствует красоту в окружающей природе, потому что он сам творец красоты. На занятиях дети узнают, что мир вокруг нас полон цветового богатства. А три основных цвета (красный, синий и желтый) и три составных — это только маленькая частичка огромной многоцветной палитры реального мира. Дети с большим интересом смешивают краски и делают для себя открытие — появление нового цвета. Юные художники с удивлением узнают, что цвета бывают теплыми и холодными, что одни вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а другие спокойствие и умиротворение. Дети используют эти знания в собственном творчестве, что повышает выразительные возможности детского рисунка, расширяет восприятие самим юным художником окружающей среды и различных явлений. А это в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала ребенка.

В процессе занятий изобразительным искусством с детьми мы используем самые разные техники, и среди них есть такие, которые дают непредсказуемый результат. Вот, например, акварельная монотипия. На небольшой листок плотной бумаги дети нанесли крупной кистью акварель. И пока листок оставался влажным, и краски не успевали слиться, прикрыли его сверху таким же листком бумаги и крепко прижали ладошкой. О момент ожидания чуда! Теперь можно разъединить листочки. В результате получились два симметричных ярких цветовых пятна. Дошкольники с этой задачей прекрасно справились! А теперь самое главное — увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. Эта задача похожа на сочинение рассказов и сказок, придумывание сюжетов рисунков, но значительно сложнее. Здесь требуется работа фантазии в разных направлениях и воображение. Без этого «фантастический шедевр» невозможно создать. К концу занятия появились и клоуны на арене, и банки с краской в разноцветном море, и космические пейзажи, и удивительные животные, и многое другое, на что только способна детская фантазия. Доброй традицией стало у нас проведение тематических экскурсий во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Дети с нетерпением ждут эту поездку и возвращаются под впечатлением от нового знакомства с культурой и искусством народов нашей страны, с новыми поделками, изготовленными своими руками в мастерской музея. Такие интерактивные занятия помогают сформировать зрительскую культуру у дошкольников, воспитывают эстетические чувства, художественные вкусы и идеалы. Родители очень благодарны нам за организацию и проведение подобных экскурсий. Как может выразить любовь и заботу о своих близких ребёнок-дошкольник? Конечно, сделав своими руками подарок. Перед праздниками у нас работает мастерская сюрпризов. Для любого родителя сделанный руками ребенка подарок — самый дорогой, самый любимый. В детских работах проявляется индивидуальность и искренность. Они подкупают своей наивностью, неповторимостью, свежестью восприятия. И совсем неудивительно, что работы юных художников не только радуют глаз, но и учат нас, взрослых, быть добрее и терпимее, раскрывают сердце автора и учат нас лучше понимать детей. Неоднократно работы наших ребят награждались дипломами, призами и памятными подарками за участие в конкурсах, фестивалях. Работа педагогического коллектива отмечена грамотой Управления образования ЦАО.

Около сорока работ были отобраны профессиональным жюри и выставлены в галерее Ильи Глазунова в рамках конкурса «Краски Земли» района Хамовники. Детские работы были также представлены и на выставке в Красных Палатах. В 2009 году «Солнечный круг» выступил организатором конкурса художественных работ «Пусть всегда будет Солнце!», в котором приняли участие юные художники из детских садов, школ, досуговых клубов района. Музыкальная школа им. Бетховена с удовольствием показала лучшие рисунки маленьким музыкантам и их родителям. Произведения детского искусства гармонично дополнили звуки музыки в помещениях школы и создали чудесный мир красоты, тепла и доброты; администрация школы обратилась к нам с просьбой оставить выставку, чтобы сохранить атмосферу, которая там воцарилась. Детские работы о русской природе мы отправили в Германию нашим немецким друзьям. Им так понравилась сказочная зима, что она надолго осталась на рабочих столах компьютеров и заставках телефонов.

Рунова Лариса Григорьевна, педагог по изобразительному искусству НОУ Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг»